Федеральный закон о связи 126 фз 2020

Изменения в законе о связи: в чем суть готовящихся поправок? | Аюдар Инфо

Федеральный закон о связи 126 фз 2020

Корсаков Д.М., эксперт журнала

В силу Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126‑ФЗ) в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи. Следует отметить, что с момента принятия закона существенно изменились как уровень проникновения услуг связи, так и технологии их оказания.

За данный период в рамках совершенствования системы универсального обслуживания пересматривался перечень универсальных услуг связи и механизмы обеспечения их оказания. Поэтому в конце августа в Госдуму был внесен проект Федерального закона № 777820‑7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

В статье расскажем о том, какие поправки планируется внести.

О необходимости внесения изменений в федеральный закон № 126‑фз

В пояснительной записке к проекту закона законодатели особо отметили, что в настоящее время при общем совершенствовании системы универсального обслуживания в более чем 25 тыс.

населенных пунктах численностью от 100 до 250 человек современные услуги связи остаются недоступными.

Поэтому одной из главных целей законопроекта является создание дополнительных условий для оказания современных услуг связи и развития российской инфраструктуры связи на всей территории РФ, защита интересов населения малонаселенных пунктов.

Для оказания услуг связи в таких пунктах законопроектом введены положения об обеспечении оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к этой сети.

Кроме того, в перечень универсальных услуг связи входят услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа для оказания услуг связи в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа, а также не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи.

Законопроект также предусматривает:

  • возможность оснащения устанавливаемых в рамках оказания универсальных услуг связи таксофонов средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
  • запрет оператору универсального обслуживания отказываться от заключения с другим оператором связи договора присоединения сетей связи. Эта мера необходима для закрепления гарантии недискриминационного доступа операторов связи и пользователей к инфраструктуре связи, предназначенной для оказания универсальных услуг, и будет способствовать развитию сетей связи «малых» операторов.

Одновременно из Федерального закона № 126‑ФЗ исключат положения об оказании в составе универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа, которые не обеспечивают современного уровня телекоммуникационных сервисов и не востребованы у пользователей.

К сведению

Законопроект подготовлен во исполнение мероприятия федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Основные поправки законопроекта

В новой редакции изложены пп. 28.3 и 28.4 ст. 2 Федерального закона № 126‑ФЗ.

ПоложениеСтарая редакцияНовая редакция
Средство коллективного доступаОконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без негоОконечное (пользовательское) оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи без использования пользовательского оборудования абонента
Точка доступаСредство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонентаСредство связи или их совокупность, предназначенные для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента

Согласно новой редакции п. 1 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ к универсальным услугам связи, гарантируемым государством, относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа;
  • услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием точек доступа.

Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи определяет (новая редакция абз. 1 п. 2 ст. 57 Федерального закона № 126‑ФЗ):

  • порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов;
  • порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи;
  • порядок оказания услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи;
  • порядок регулирования тарифов на оказание услуг по присоединению и пропуску трафика с использованием указанной инфраструктуры связи и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи.

При этом должны соблюдаться следующие принципы.

  1. Время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час.
  2. В каждом поселении должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. Проектом дополнительно предусмотрено, что по согласованию с Россвязью, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления должно быть установлено средство коллективного доступа с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
  3. В поселениях с населением не менее 500 человек должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету без использования пользовательского оборудования абонента. В проекте уточняется, что установление не менее одной точки доступа предусмотрено для населенных пунктов от 100 до 500 человек.
  4. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должно быть установлено не менее одной точки доступа. В новой редакции указано, что в населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых устанавливаются точки доступа и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.
  5. Точка доступа должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее 10 Мбит/с.

В соответствии с перечисленными принципами Роскомнадзор также определяет:

  • перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;
  • перечень населенных пунктов с населением от 100 до 500 человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе те, которые должны быть оборудованы средствами связи для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

Операторы универсального обслуживания перечислены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ. В эту статью также внесены поправки.

К сведению

Универсальные услуги связи оказывает оператор универсального обслуживания, который назначается в соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории РФ возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 субъектов РФ.

К сведению

Правительство вправе по представлению Роскомнадзора назначить оператором универсального обслуживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь оператора связи, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на этой территории, или иного оператора связи, оказывающего услуги связи на этой территории.

Оператор связи, назначенный оператором универсального обслуживания, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности.

Россвязь по согласованию с Роскомнадзором заключает с данным оператором договор об условиях оказания универсальных услуг связи сроком не менее трех лет. Стороны договора по согласованию с Роскомнадзором уточняют его условия при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Существенные условия договора приведены в ст. 58 Федерального закона № 126‑ФЗ.

Существенные условия, которые должны быть прописаны в договоре об оказании универсальных услуг связи
Перечень населенных пунктов, в которых должны быть установлены средства коллективного доступа и точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа в таких пунктах
Размер финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи с учетом прогнозируемого размера экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание этих услуг и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг в течение срока действия договора
Порядок расчетов, предусматривающий выплату оператору универсального обслуживания ежегодно фиксированной суммы финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи из резерва универсального обслуживания
Сроки начала оказания универсальных услуг связи, в том числе на территориях, на которых оператору универсального обслуживания необходимо провести организационно-технические мероприятия в целях оказания таких услуг
Требования к отчетности об исполнении этого договора, а также к порядку расчета экономически обоснованных затрат оператора универсального обслуживания на оказание универсальных услуг связи и нормативной прибыли оператора универсального обслуживания от оказания этих услуг, осуществляемого в целях определения размера финансового обеспечения оказания этих услуг
Иные условия в соответствии с законодательством РФ

К сведению

Отметим, что оператор универсального обслуживания не вправе отказаться от заключения договора о присоединении сетей электросвязи с использованием точки доступа, за исключением случаев, когда присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие противоречат условиям лицензий, выданных операторам связи, или нормативным правовым актам, определяющим построение и функционирование единой сети электросвязи РФ.

При предоставлении услуг по присоединению и пропуску трафика посредством инфраструктуры связи, используемой для оказания универсальных услуг связи, обеспечивается приоритетное использование такой инфраструктуры для оказания универсальных услуг надлежащего качества.

До внесения поправок оператор универсального обслуживания мог самостоятельно определять условия доступа третьих лиц к средствам связи и сооружениям связи, используемым для оказания универсальных услуг связи, с учетом обеспечения приоритетного использования данных средств и сооружений для оказания универсальных услуг надлежащего качества. 

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2019 год

Источник: https://www.audar-press.ru/izmeneniya-v-zakone-o-svyazi

Фз о связи в 2020 году

Федеральный закон о связи 126 фз 2020

Современный мир невозможно представить без мобильных телефонов и доступа в интернет. Каждый человек ежедневно использует эти или иные инструменты связи. Контроль над деятельностью провайдеров, а также других служб, задействованных в организации вещания, осуществляет государство.

Фз о связи

Базовым нормативным актом, регулирующим деятельность служб связи, является 126 федеральный закон, принятый в 2003 году.

Он не только описывает права и обязанности получателей и поставщиков услуг, но и указывает, каким образом осуществляется государственное регулирование.

За последние шестнадцать лет произошли серьёзные изменения в технологиях, появились новые возможности, не учтенные в 2003 году, в связи с этим в закон регулярно вносятся поправки.

Что за закон

126 федеральный закон состоит из тринадцати глав и семидесяти четырёх статей. Кратко рассмотрим структуру ФЗ:

  1. Глава 1. Основная направленность закона, а также ключевые термины.
  2. Глава 2. Деятельность в отношении объектов связи — строительство и защита сетей, сооружений. Право собственности на связь.
  3. Глава 3. Виды сетей связи: выделенные и специализированные, а также федерального значения.
  4. Глава 4. Присоединение и взаимодействие сетей связи. Порядок и требования по подключению, а также стоимость услуг по присоединению.
  5. Глава 5. Государственный контроль за подключением к сетям связи, тарификация и регулирование излучения.
  6. Глава 6. Лицензирование и проверка соответствия, выдача сертификатов и разрешений.
  7. Глава 7. Особенности предоставления услуг связи гражданам, льготы, учетное время и информационные базы провайдеров и операторов.
  8. Глава 8. Порядок предоставления универсальных услуг.
  9. Глава 9. Защита прав потребителей, конфиденциальность предоставления сведений.
  10. Глава 10. Правила пользования сетями в условиях чрезвычайного положения.
  11. Глава 11. Ответственность за нарушение норм данного закона.
  12. Глава 12. Международное сотрудничество в области связи.
  13. Глава 13. Заключительные положения, порядок вступления ФЗ в силу.

Нормативный акт постоянно подвергался корректировкам в связи с развитием технологий. За последние годы ежегодно вносились изменения и дополнения.

Операторы мобильной связи РФ

Последние изменения

Серьёзные изменения в закон были внесены в 2017 году. Двумя важнейшими корректировками стали:

  1. Дополнение двенадцатой статьи о единой электросети пунктом, о том, что использование ресурсов данного объекта будет регулироваться Правительством РФ.
  2. Дополнение сорок шестой статьи пунктом о том, что операторы должны контролировать и защищать сеть от хакерских атак.

Правила и условия оказания услуг связи регламентируются Правительством РФ.

В частности, речь идет о взаимоотношениях пользователей и сотовых операторов, порядке идентификации клиентов и используемого ими оборудования, порядке и основаниях приостановления оказания услуг и расторжения договора, правах и обязанностях сторон, форме и порядке расчетов за пользование, предъявлении и рассмотрении жалоб абонентов, ответственности сторон.

Новости в сфере связи

Встретить в крупных городах людей, раздающих сим карты у метро, стало редкостью. В первую очередь это связано с нововведениями в закон о связи, согласно которым у операторов должны быть паспортные данные всех абонентов.

Читать так же:  Что делать, если нет денег платить за кредит

Продажа «серых» симок дошла до пика в начале 2018 года, поэтому и было принято решение об ограничении оборота. Сначала операторы стремились узнать персональные данные граждан, указывая, что если люди их не предоставят, то будут отключены от системы.

Если ориентироваться исключительно на закон, то еще летом 2018 года всех анонимных абонентов должны были отключить, но на практике все работает несколько иначе.

Сложности с реализацией закона

Действия властей, принявших закон, логичны. Они стремятся ограничить продажу сим карт неизвестным людям, снизить риски мошенничества и экстремизма. А также упорядочить деятельность операторов сотовой связи, чтобы все было законно и подконтрольно. Однако, с реализацией закона возникают сложности по следующим причинам:

  1. Невозможность быстрой проверки всех анонимных абонентов. По минимальным подсчетам их десятки миллионов.
  2. Неготовность граждан предоставлять свои паспортные данные по телефону и тем более посещать для этого салон.

Даже если люди будут готовы придти в салон связи, сотрудники физически не смогут верифицировать данные. На двести пятьдесят миллионов абонентов в стране открыто пятнадцать тысяч салонов.

Еще одной сложностью реализации закона является необходимость интеграции в межведомственную систему электронного взаимодействия частных компаний. Ранее доступ туда был только у государственных структур.

Отметим, что верификация данных может затянуться и в связи с тем, что не всегда сим-карта используемая конкретным человеком зарегистрирована на него. И если в рамках семьи перевести симку на другого несложно, то, что делать, когда она досталась от друга, который давно живет в другой стране?

На основании представленных фактов можно сделать вывод, что либо страну ждет массовое отключение мобильной связи, либо закон не вступит в силу в установленные сроки.

Будет ли закон работать на практике

Как показывает статистика в сфере применения законодательных инициатив в отношении связи, на практике все реализуется в более мягких формах.

Например, пару лет назад была инициатива, предполагающая хранение сведений о разговорах по телефону и смс в течение шести месяцев.

Операторы оценили затраты на подобную меру в несколько триллионов рублей, что сказалось бы на стоимости тарифов. В итоге инициатива не прошла.

Что касается продажи «серых» сим карт, то тут тоже есть вопросы, ведь никто не будет отказывать клиенту в оформлении, если тот не взял паспорт. Просто применят сведения из прошлых данных или со слов человека. А продажа симок у метро по-прежнему продолжается.

На текущий момент операторы не очень следуют закону, ожидая ответных мер государства. Очевидно, что изменения произойдут только после серьезных наказаний или иных действий со стороны власти.

Статистические данные

Для того, чтобы лучше понять сложившуюся ситуацию на рынке связи рассмотрим несколько цифр официальной статистики:

  1. Ежегодно в России продается свыше ста пятнадцати миллионов сим карт.
  2. Количество активных пользователей растет в среднем на три миллиона абонентов.
  3. За последние десять лет количество пользователей мобильных телефонов практически не изменилось и составляет двести пятьдесят миллионов человек.
  4. Более восьмидесяти процентов абонентов не меняют номер и оператора.

Читать так же:  ФЗ о тишине в 2020 году

На основании указанных данных можно сделать вывод, что россияне, приобретая большое количество симок, не всегда их используют, а учитывая, что делается это анонимно, то проконтролировать процесс практически невозможно.

Цены и обороты

Несмотря на то что рынок «серых» сим карт достаточно большой, на самом деле приток реальных абонентов с него низкий. Поэтому существенных финансовых потерь операторы не понесут. Основная прибыль идет от верифицированных граждан, заключивших договор.

Эксперты оценивают потенциальный отток приблизительно в десять миллионов абонентов, а вот выручка станет меньше максимум на два процента. Что кается цен на услуги, то маловероятно, что изменения затронут стандартную тарификацию. Никто из операторов не станет рисковать потерей клиентов в условиях изменяющейся экономики.

Предшественник закона

С точки зрения преемственности нормативных актов, можно сказать, что данный документ является дополнением 149 ФЗ об информационных технологиях и защите информации. Данный документ регулирует отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.

В соответствии с законом государство обязано обеспечивать защиту информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий.

Источник: https://zakonoved.su/%D1%84%D0%B7-%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%B2-2019-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.html

Консультант-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: