Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

Содержание
  1. Обеспечение исполнения контракта: подводные камни добросовестности
  2. 1. Как идет расчет суммы гарантийных обязательств по контракту?
  3. 2. Какими контрактами должна быть подтверждена добросовестность?
  4. 3. Три контракта или больше? Возможные последствия
  5. ПРИМЕР
  6. Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019
  7. Появились льготы для малого бизнеса и некоммерческих организаций
  8. Из обеспечения контракта выделили гарантийные обязательства
  9. Разрешили менять вид и размер обеспечения
  10. Добавили два условия использования банковской гарантии
  11. Установили срок возврата обеспечения контракта
  12. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  13. Понятие обеспечения исполнения контракта
  14. Способ обеспечения исполнения контракта
  15. Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
  16. Когда обеспечивать контракт обязательно?
  17. В каких закупках может не быть обеспечения договора?
  18. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
  19. Расчет суммы обеспечения
  20. Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
  21. Какие организации относятся к СМП
  22. Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:
  23. Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ
  24. Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО
  25. Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ
  26. Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ
  27. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ с 2020 года
  28. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата
  29. Правила расчета
  30. Уменьшенный и увеличенный размер
  31. Удержание обеспечения
  32. Процедура предоставления обеспечения
  33. Возврат обеспечения по контракту
  34. Планирование закупок
  35. Обоснование закупок
  36. Контракт
  37. Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019 | Контур.Закупки
  38. Участники госзакупок, у которых есть опыт успешного исполнения заказа имеют право не обеспечивать контракт
  39. Размер обеспечения контракта будут считать с цены победителя госконтракта, а не с НМЦ (начальной максимальной цены)
  40. Изменились правила для гарантийных обязательств
  41. Разрешили менять “габариты” обеспечения
  42. Срок действия гарантии будет зависеть от исполнителя
  43. Тщательная проверка банка-гаранта
  44. Определён срок, когда нужно возвращать залог

Обеспечение исполнения контракта: подводные камни добросовестности

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

С 1 июля 2019 года СМП и СОНО, с которыми заключается контракт по результатам проведения конкурентных процедур в рамках ст.30 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – поставщики), имеют возможность избежать предоставления обеспечения исполнения контракта путем предоставления сведений о своей добросовестности.

В то же время, между заказчиками и поставщиками при этом возникают некоторые разногласия по порядку предоставления обеспечений в рамках исполнения контракта, причем не только по части освобождения от предоставления обеспечения СМП и СОНО, но и по части применения антидемпинговых мер при падении НМЦК на 25%. В этой статье попытаюсь дать ответы на некоторые из них.

1. Как идет расчет суммы гарантийных обязательств по контракту?

Обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств по нему – это разные требования к обязательствам поставщика. П.3. ст. 96 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 отделяет их друг от друга.

Таким образом, действие ст.37 Закона 44-ФЗ от 05.04.

2013 об антидемпинговых мерах не относится к обеспечению гарантийных обязательств по контракту, и их размер относительно изначально установленной суммы (% от НМЦК) остается неизменной, вне зависимости от наличия подтвержденной добросовестности поставщика, величины снижения цены контракта относительно НМЦК (для всех случаев), или самой цены контракта (в случае проведения торгов для СПМ и СОНО).

2. Какими контрактами должна быть подтверждена добросовестность?

Важно – контракт, которым поставщик подтверждает свою добросовестность, должен быть исполнен участником не более чем за 3 года до даты подачи заявки. Так что даже если указанный контракт висит в статусе «Исполнение», не торопитесь отказываться от приемки сведений о нем. Ст. 103 Закона 44-ФЗ от 05.04.

2013 говорит о том, что в реестре контрактов отражается информация об исполнении контракта (или его этапа). То есть – возможно, контракт еще не оплачен заказчиком, но участником уже исполнен.

Для этого, правда, придется, смотреть размещенную внутри информацию в части исполнения контракта участником, и надеяться, что заказчик по предоставленному контракту не нарушил сроков размещения.

Обратная сторона – не стоит торопиться и принимать сведения, если контракт стоит в статусе «исполнение завершено».

Тут может быть обратная ситуация – участник исполнил обязательства больше чем за 3 года до подачи заявки, а заказчик оплатил эти работы и отразил завершенное исполнение меньше, чем за 3 года, что опять же видно из информации в реестре контрактов. Такой контракт, считаю, принимать как подтверждение добросовестности нельзя.

Что же касается контрактов на статусе «исполнение прекращено», то тут в первую очередь надо смотреть на причину прекращения. Если по соглашению сторон – такие сведения принимаются (с коррекцией на сумму отраженных исполненных обязательств, конечно), если же по расторжению в одностороннем порядке или по решению суда…а вот тут, внезапно, все не так просто, как кажется.

Нижеизложенный раздел дальше – это исключительно авторское видение описываемой ситуации.

Даже если участник попал в РНП по результатам исполнения такого контракта – это не основание для отказа в приеме такой добросовестности. Почему? Да потому что ограничения, предусмотренные ч. 3 ст. 37 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 – это исполненный контракт без применения штрафов и пеней.

Исполнение контракта, согласно ч.1. ст. 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013 – это:

– приемка ТРУ
– оплата ТРУ
– взаимодействие сторон, в т.ч. при расторжении контракта.

Получается – если контракт расторгнут – он считается исполненным, т.к. расторжение – это допустимая составляющая исполнения. А если к тому же заказчиком не применялись штрафы и пени (вне зависимости от правомерности такого бездействия) – оснований не рассматривать данный контракт как подтверждение добросовестности у нас нет.

Конец авторского видения.

3. Три контракта или больше? Возможные последствия

Вроде бы глупый вопрос – «А можно предоставить не 3 контракта, а больше?». Оставив за скобками целесообразность такого предоставления со стороны поставщика, обозначу ловушку, которая может оказаться нарушением для заказчика.

Итак, мы провели закупку для СМП и СОНО, и победитель закупки, не желая предоставлять обеспечение исполнения контракта, представил нам аж 4 подходящих контракта – на выбор.

Причем, помня о дополнительном ограничении ч. 8.1. ст. 96 Закона 44-ФЗ – «сумма цен предоставленных контрактов не меньше НМЦК» – сделал это даже с некоторым запасом.

Так в чем же может быть подвох? Тут лучше пояснить примером.

ПРИМЕР

НМЦК составила 600 тысяч рублей, и поставщик представил нам контракты на суммы:

100, 250 и два контракта по 150 т.р., итого на сумму 650 т.р.

650>600.

Так что, можно освобождать поставщика от обеспечения?

Как ни странно – НЕТ.

Указанная часть говорит о ТРЕХ контрактах на сумму не ниже НМЦК. Из представленных контрактов невозможно выделить три, составляющие сумму не меньше 600 т.р. А это уже – если мы все же заключим такой контракт – вполне может быть классифицировано по ст. 7.32 КоАП (что в нашем примере грозит штрафом в 6 000 рублей).

А вот контракты на суммы 50, 150, 200, 250 в приведенном примере вполне могут служить подтверждением добросовестности (150+200+250=600).

14.11.2019

Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/813-obespechenie-ispolneniya-kontrakta-podvodnye-kamni-dobrosovestnosti

Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

Статья актуальна на 7 июля 2020

В июле 2019 вступил в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем, что поменяли в обеспечении контракта 71-ФЗ и 502-ФЗ.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Появились льготы для малого бизнеса и некоммерческих организаций

Участники с опытом могут не обеспечивать контракт

Правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт работы с госзаказчиками:

  • В реестре контрактов в ЕИС есть минимум три контракта, исполненных за последние три года до даты подачи заявки.
  • Сумма трех контрактов — не меньше начальной максимальной цены (НМЦ) текущей закупки.
  • Контракты исполнены без штрафов и неустоек.

Если все условия соблюдены, победитель закупки подтверждает добросовестность выпиской из реестра, а не деньгами или банковской гарантией.

Размер обеспечения считается от цены победителя

В закупках с преимуществами для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некомерческих организаций (СОНКО) заказчик устанавливает размер обеспечения, отталкиваясь от итоговой цены контракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 тыс. рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 тыс. рублей.

Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 рублей (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Эта льгота действует и в закупках, в которых победитель снизил цену на 25% и заказчик требует обеспечение в 1,5 раза больше.  

Обе льготы будут действовать только в закупках с преимуществами для СМП и СОНКО. Если вы СМП, но победили в закупке, в которой могут участвовать все категории бизнеса, выпиской о трех исполненных контрактов не обойтись. Придется предоставить обеспечение деньгами и рассчитыватьего от НМЦ. 

Из обеспечения контракта выделили гарантийные обязательства

44-ФЗ и раньше разрешал заказчику просить победителя обеспечить гарантию на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ). Это все включалось в понятие «обеспечение контракта». В 2019 году в новой редакции 2 ч. 96 ст.

44-ФЗ появилось требование обеспечивать не только исполнение контракта, но и гарантийных обязательств по нему, если такие есть в контракте.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств составляет не больше 10% от НМЦ. ​

С 1 июля 2020 года действует новое правило: заказчики не обязаны, а имеют право потребовать обеспечить гарантийные обязательства.

Что нужно предусмотреть:

  • Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантии на товар или работы минимум на месяц.
  • Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, пока не предоставите обеспечение гарантийных обязательств, если такое требование было в закупке.

Разрешили менять вид и размер обеспечения

Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей, и стало понятно, как эту норму применять на практике. Суть изменений — уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы исполнения.

Обеспечение уменьшается пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  • Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику письмо с просьбой вернуть сумму обеспечения, пропорциональное стоимости этого этапа. Если в закупке был аванс, то стоимость товаров, поставленных в рамках этапа, должна его превышать.
  • Лишили лицензии банк, в которой поставщик получал гарантию. В этом случае придется предоставить новую банковскую гарантию,.
  • Поставщик решил изменить способ обеспечения контракта. Например, хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию. 

Нельзя уменьшать обеспечение в закупках товаров для поддержания обороноспособности и безопасности страны, лекарств и услуг адвокатов. 

Добавили два условия использования банковской гарантии

Можно самостоятельно устанавливать срок действия

Победитель сам решает, сколько будет действовать гарантия. Главное, этот срок должен на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных обязательств.

Если поставщик получил отсрочку — например в закупках на строительство — и исполнение контракта перенеслось на поздний срок, то гарантию придется продлить или перевыпустить.

Нужно тщательнее выбирать банк-гарант

Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение одного месяца с даты, когда заказчик сообщил поставщику об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

У нас есть статья про сложные случаи использования банковской гарантии.

Установили срок возврата обеспечения контракта

Раньше срок возврата был прописан в законе только для случая, когда победитель уже перевел обеспечение, а заказчик так и не подписал контракт — например из-за предписания ФАС. Теперь все четко:

  • В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты подписания акта-приемки.
  • В закупках для других категорий бизнеса — в течение 30 дней с момента исполнения контракта.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1250-novue-pravila-obespecheniya-kontrakta

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.

Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.

Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе  на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.

Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.

Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

 
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей5 – 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей10 – 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКОрассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен авансне менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры)при НМЦК > 15 млн рублейв 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублейВместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/46cd62d3-3ec0-4c50-b5e6-27da2dd87709

Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы. 

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.

При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.

2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.

В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно закону “О контрактной системе”, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Штраф за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ с 2020 года

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту.

Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта.

Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК.

Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса.

Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Если при проведении закупки в виде конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более, чем на двадцать пять процентов, то размер обеспечения контракта будет изменен по сравнению с указанным в документации о закупке.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения.

Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем.

Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения.

После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств.

Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта.

Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

Максимальный срок, в течение которого государственный заказчик обязан вернуть полученные средства, не должен превышать пяти дней с момента признания контракта полностью исполненным и перечисления денежных средств в качестве оплаты по такому исполнению.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа.

Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obespecenie-ispolnenia.html

Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019 | Контур.Закупки

Обеспечение исполнения контракта смп по 44 фз

1 июля 2019 года вступают в силу поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчикам и исполнителям нужно учитывать новые правила, готовить документы и проекты контрактов с учетом изменений. Расскажем обо всем, что меняется в обеспечении контракта по Федеральным законам 71-ФЗ и 502-ФЗ.

Участники госзакупок, у которых есть опыт успешного исполнения заказа имеют право не обеспечивать контракт

Это означает, что победитель закупки может не вносить денежные средства или банковские гарантии. Такое позволено только добросовестным поставщикам.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

То есть в том случае, если участник – успешный исполнитель государственных контрактов:

  • выполнил не менее трёх контрактов без штрафов и неустоек;
  • факт выполнения закреплён в реестре госконтрактов, подтверждается выпиской из реестра;
  • сумма выполненных контрактов не менее начальной максимальной цены текущей закупки.

Размер обеспечения контракта будут считать с цены победителя госконтракта, а не с НМЦ (начальной максимальной цены)

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от конечной цены госконтракта, а не НМЦ.

Приведём пример.

Заказчик проводит аукцион среди субъектов малого предпринимательства на приобретение специальной уборочной техники. Начальная максимальная цена контракта – 5 млн руб., обеспечение контракта установлено в размере 3%.

Победитель закупки снизил цену до 3 млн руб.

По старым правилам обеспечение контракта составило бы 150 000 руб.

По новым правилам, обеспечение контракта составит 3% от его конечной стоимости, то есть не 150 000 руб., а 90 000 руб.

То же требование к закупкам со снижением 25%, когда начинают работать антидемпинговые меры.

Но так или иначе, обеспечение не должно превышать размер аванса.

ВАЖНО! Скорее всего обе льготы будут распространяться на закупки только среди субъектов малого предпринимательства. Если такой субъект стал участвовать в общем аукционе, на него не будут распространяться льготы.

Изменились правила для гарантийных обязательств

По 44-ФЗ заказчик имеет право настаивать на том, чтобы ему обеспечили гарантийный срок на товары и работы (ч.4 ст.33 44-ФЗ).

Какие появились изменения:

  • В новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось условие и об обязательных гарантийных обязательствах в закрытой закупке (раньше обязательным в закрытых закупках было только исполнение контракта).
  • Субъекты малого предпринимательства за обеспечение гарантий будут платить не более 10% от начальной максимальной цены контракта.

На что нужно обратить внимание:

  1. Если в качестве залога представлена банковская гарантия, нужно помнить, что срок её действия должен быть дольше срока гарантийных обязательств (минимум на месяц).
  2. Если в закупке было требование о предоставлении обеспечения на гарантийные обязательства, а исполнитель его не предоставил, заказчик не подпишет акты о приёмке товара или работы.

Разрешили менять “габариты” обеспечения

Раньше тоже можно было поменять виды и размеры залогов, но в новой редакции ст.96 добавлены пояснения.

Уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Обеспечение можно уменьшить только пропорционально исполненным обязательствам.

Например:

  • Один из этапов госконтракта выполнили без неустоек и получили за него оплату. Когда отчёт о завершении этапа занесли в реестр контрактов, исполнитель попросил заказчика вернуть залог, в размере пропорциональном стоимости выполненного этапа. Если в закупке был аванс, стоимость выполненных работ должны быть выше его.
  • Банк, в которой исполнитель получал банковскую гарантию лишили лицензии и он предоставляет новую гарантию.
  • Изменился способ залогового исполнения госконтракта. Например, исполнителю удобнее забрать залог деньгами, взамен на гарантию.

В закупках для обороноспособности и безопасности страны, закупках лекарств и услуг адвокатов обеспечение нельзя будет уменьшать.

Срок действия гарантии будет зависеть от исполнителя

Победитель аукциона будет сам выбирать срок банковской гарантии.

Гарантия от банка должна на месяц превышать срок исполнения госконтракта и гарантийных работ.

Если поставщик получил отсрочку (это позволяют в строительных закупках), гарантию нужно продлить или выпустить новую, в зависимости от банка, который её выдавал.

Тщательная проверка банка-гаранта

Если банк лишился лицензии, исполнителю нужно предоставлять новую гарантию. На это даётся 30 дней с момента уведомления об отзыве гарантии.

Если исполнитель не успевает за обозначенный срок, за каждый просроченный день ему будут начислять пени (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Определён срок, когда нужно возвращать залог

Ранее сроки возврата указывали только в случаях, когда победитель закупки перевёл обеспечение, но контракт не подписали.

Теперь требования такие:

  • Обеспечение возвращают в срок до 15 дней с момента подписания акта приёма. Это действует в торгах только для субъектов малого предпринимательства.
  • В торгах для остальных – обеспечение возвращают в течение 30 дней со дня исполнения госконтракта.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/pravila-obespecheniya-kontrakta-s-1-iyulya-2019/

Консультант-юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: